Почему банки спрашивают?

1. Что такое легализация (отмывание) доходов?

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

2. Принцип Знай своего клиента или почему банки спрашивают?

В России, также как и во всем мире, банки активно осуществляют принцип Знай своего клиента. Целью данной политики является уменьшение риска вовлечения банка в сделки своих клиентов, связанных с легализацией (отмыванием) доходов или финансированием терроризма, которые ставят под угрозу репутацию банка. Основной задачей принципа Знай своего клиента является получение информации о клиентах и происхождении их денежных средств, чтобы убедиться в том, что эти денежные средства не имеют преступного происхождения и не используются в преступных целях.

С целью контроля и оценки таких рисков банки проводят подробный анализ своих клиентов, происхождения денежных средств, а также осуществляемых сделок, что регламентируется следующими правовыми нормами:

  • Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • Положение Банка России от 5 октября 2015 г. № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма", а так же иные нормативные документы Банка России.

Согласно требованиям вышеуказанных нормативных актов и политике Знай своего клиента банк проводит анализ клиента и его операций, в ходе которого:

  • получает информацию о хозяйственной деятельности клиента, а также о происхождении денежных средств;
  • выясняет информацию о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах*;
  • получает информацию о цели и сущности деловых отношений;
  • осуществляет надзор за сделками и получает информацию и документы, обосновывающие проведенные по счету операции;
  • обеспечивает хранение документов, данных и информации, полученных при анализе клиента, а также их регулярное обновление.

Для предотвращения легализации (отмывания) доходов, в том числе в целях минимизации банковских рисков, в первую очередь правового риска и риска потери деловой репутации банк предусматривает:

  • тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками);
  • анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры;
  • определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При этом уделяется повышенное внимание идентификации клиентов, использующих дистанционное банковское обслуживание, в том числе интернет-банкинг.

* Выгодоприобретателем, является лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

3. Что такое идентификация клиента?

В соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" банк обязан идентифицировать клиента и установить следующие сведения:

В отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

В отношении юридических лиц - наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

4. Что банки могут спросить у клиентов и что происходит, если клиент не предоставляет информацию?

В соответствии со статьями 4 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма" банк имеет право требовать от своих клиентов, а клиенты обязаны предоставлять необходимую для анализа клиента достоверную информацию и документы, в том числе о выгодоприобретателях, осуществляемых клиентом сделках, хозяйственной деятельности, финансовом положении, источниках денежных или иных средств клиента.

В отдельных случаях банк может запрашивать другую дополнительную информацию.

Если банк не получает запрашиваемую им информацию и документы в объеме, который позволяет ему провести анализ клиента и его деятельности по существу, банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Банк предполагает, что клиенты будут своевременно предоставлять запрашиваемую информацию и документы, что позволит банку успешно осуществлять принцип Знай своего клиента и решать любые возникающие вопросы относительно проводимых клиентами операций, с целью успешного продолжения деловых отношений между банком и клиентом.

В своей клиентской политике АО «РУНА-БАНК» руководствуется принципом «Знай своего клиента», посредством всестороннего изучения Клиента и всех направлений его деятельности. Основной целью нашей политики в области клиентского обслуживания является обеспечение надежности и сохранности доверенных нам клиентами денежных средств, поддержание высокого репутационного статуса Банка и наших клиентов.

5. Любая информация о клиенте является конфиденциальной

Банк в соответствии с 26 статьей Федерального закона "О банках и банковской деятельности" гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов. Все служащие банка обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах его клиентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых банком, если это не противоречит федеральному закону.

Информация по операциям клиентов предоставляется банками в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Клиент-банк